От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

Источник фото: https://forumspb2018.tassphoto.com

Тоннель под Невой, китайская "Дружба" и амбиции Михаила Прохорова — вспоминаем самые грандиозные, но так и не сбывшиеся проекты в истории Петербургских международных экономических форумов.

23-й Петербургский международный экономический форум в 2019 году пройдет в Северной столице с 6 по 9 июня. Прошлогодний ПМЭФ отметился подписанием 550 соглашений на общую сумму в 2,4 трлн рублей.

От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I
От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I
От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I
От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I
От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

Для простых горожан дни экономических форумов традиционно ассоциируются в лучшем случае с бесплатными концертами, а в худшем — с очередными перекрытиями дорог и пробками. Однако, ежегодно среди контрактов и договоренностей, заключаемых на ПМЭФ, есть немало тех, которые напрямую касаются Петербурга и его жителей.

Проекты в области развития инфраструктуры, транспорта, строительства, промышленности и культуры — за историю форумов их набралось немало. Впрочем, далеко не всем было суждено стать реальностью. С помпой подписанные на полях ПМЭФ, растиражированные в СМИ и сулившие петербуржцам всяческие светлые перспективы, они или быстро угасали или долго, но безуспешно боролись за выживание.

Редакция Neva.Today вспомнила хроники форумов за последнюю десятилетку, и те из заключенных на них соглашений, которые так и не были претворены в жизнь. Итоги ПМЭФ-2018 рассматривать мы не стали. Судьба у многих из его детищ тоже оказалась непростой и запутанной, однако окончательно ставить на них крест, пожалуй, рановато. Но даже исключив прошлогодний форум, материала по проектам прошлых лет набралось сразу на две подборки. В первой части мы рассказываем о наиболее громких и долгоиграющих  проектах.

ПМЭФ — 2010: Орловский тоннель

Один из самых амбициозных проектов Петербурга эпохи Валентины Матвиенко. Идея строительства автомобильного тоннеля под Невой между Смольной и Свердловской набережными родилась еще в середине XX века. В новейшей истории Северной столицы о проекте заговорили в 2003 году после прихода Матвиенко на пост губернатора.

Спустя годы дискуссий о возможных методах строительства, поисков инвестиций и пересмотров бюджета, в судьбе проекта замаячило подобие ясности. На ПМЭФ — 2010 городские власти и Невская концессионная компания (НКК, подконтрольная структура Quantum Partners) торжественно подписали концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации тоннеля в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта.

Ожидалось, что тоннель протяженностью в 1,6 км и глубиной 1,7 км будет иметь пропускную способность до 60 тыс. автомобилей в сутки. Изначальный объем инвестиций оценивался в 49 млрд рублей. Но уже через год стоимость проекта выросла почти до 80 млрд рублей. В результате, в 2011 году, после прихода к власти губернатора Георгия Полтавченко, проект был сначала заморожен, а . НКК пыталась отсудить у Смольного компенсацию за расторжение соглашения, однако .

Забытый всеми, проект Орловского тоннеля неожиданно всплыл в мае 2018. В качестве аргументов в пользу строительства в КРТИ называли все те же пробки, и ту же нехватку в Петербурге мостов.  В «Метрострое», в свою очередь, заявляли о готовности задействовать при строительстве тоннеля имеющийся у компании проходческий щит. Однако с тех пор состав городского правительства претерпел серьезные изменения, а оказавшемуся на грани исчезновения «Метрострою» едва ли нынче до «тоннельных» амбиций.

ПМЭФ 2011 — 2013: «Ё-Мобиль»

«Ё-Мобиль» стал одной из самых ярких страниц в истории Петербургского экономического форума, которая, увы, закончилась ничем. В 2010 году глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров заявил о планах по выпуску современного гибридного автомобиля, доступного (не дороже 300 — 500 тысяч!) самым широким слоям населения. Были представлены прототипы трех «Ё-Мобилей» (кросс-купе, минивэна и городского фургона). На ПМЭФ — 2011 Прохоров увлеченно рассказывал о будущем инновационного автопрома, обещал выпускать около 90 тыс. автомобилей в год  и давал прогнозы о роли электрокаров на мировом авторынке.  Летом 2011 года был заложен и завод «Ё-Мобиль» в индустриальном парке Марьино в Петродвоцовом районе.

От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

Фото: forumspb2018.tassphoto.com

Однако дальше дела начали стремительно идти на спад. Старт массового производства машин сначала перенесли на 2012-й год, потом на 2014-й, а потом и вовсе на неопределенный срок. Где-то между объявлениями о переносе сроков Прохоров и его детище еще раз успели засветиться на ПМЭФ. Произошло это в 2013-м году, когда бизнесмен приехал в Петербург на взаправдашнем «Ё-Мобиле», всем своим видом показывая, что дела у компании идут нормально. Жить на тот момент проекту оставалось около года.

О закрытии проекта Прохоров объявил в апреле 2014 года, продав права на «Ё-Мобиль» Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) Представители НАМИ, впрочем, практически сразу же заявили, что заниматься проектом они не намерены.

ПМЭФ — 2011 — 2014: мусороперерабатывающий завод в Янино/Левашово

Еще один «многосерийный» проект, успевший стать героем сразу нескольких ПМЭФ-ов. В мае 2011 года Смольный подписал соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода в Янино с греческим консорциумом Helektor S.A. — Aktor Concession S.A. Предполагалось, что предприятие мощностью не менее 350 тыс. тонн твердых отходов бытовых отходов в год сдадут в эксплуатацию уже через 3,5 года. Общая стоимость проекта оценивалась в 16,3 млрд рублей.

Из Янино грекам пришлось потесниться довольно быстро из-за экологических норм, поэтому под проект выдали участок в промзоне Каменка в Левашово. Сдвинулись и сроки — на 2015-й год. Однако окончательное подписание соглашения затянулось из-за проволочек с бумагами и оформлением аренды.

Второе пришествие проекта на ПМЭФ состоялось в 2014-м году, уже при участии Группы ВТБ. Но тут на инвесторов ополчились экологи. К счастью для «зеленых» падение рубля и экономический кризис привели к тому, что в 2015-м году проект официально заморозили.

Вновь о строительстве мусороперерабатывающего завода в Левашово заговорили в 2018 году. Новыми партнерами по проекту должны были стать ГУП «Водоканал», Евразийский банк реконструкции и компания «Левашово. Мусоропереработка. Проект» («Л.М.П») — дочерняя структура греческого консорциума. Ну а дальше… дальше все пошло по порочному кругу. Смольный требовал от греков подтвердить расходы и согласовать технологию переработки и оборудование с профильными комитетами, греки выполнять требования не спешили, общественность бушевала и собирала подписи против завода. И так до декабря, пока недавно обосновавшийся в Смольном врио губернатора Александр Беглов не поставил на проекте окончательный крест.

 

ПМЭФ-2014: российско-китайский конгрессно-выставочный центр «Дружба»

Амбициозный проект, явивший себя петербургской общественности на волне разговоров о «повороте на Восток». Китайская компания «Хуа Бао» в рамках ПМЭФ-2014 подписала соглашение со Смольным о . Проект получил многообещающее имя «Дружба» и горячую поддержку тогдашней главы комитета по инвестициям Ирины Бабюк.

К делу китайцы подошли с истинным азиатским размахом. Комплекс должен был состоять из двух частей: постоянной бизнес-экспозиции, посвященной экономическим достижениям разных провинций Китая, и общественно-делового пространства для горожан. Апарт-отель, четырехзвездочная гостиница, рестораны, торговые галереи, кинотеатр, бизнес-центр, конгресс-холл с несколькими залами, логистический центр.

 

От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

Фото: Restate.ru

Первым звоночком к тому, что «Дружба» может оказаться под угрозой, стала скандальная история с одним из ключевых инвесторов проекта Ван Линанем. В 2016 году его оштрафовали на 6 млн рублей за попытку дать взятку начальнику отдела судебных приставов Тосненского района. Тем не менее, в феврале 2018 года проекту выделили участок на улице Маршала Казакова в Красносельском районе Петербурга.

Однако уже в сентябре 2018 года в комитете по инвестициям признали, что никакого выставочного комплекса здесь, скорее всего, не появится. Дело в том, что часть площадки занимала законсервированная свалка бывшего полигона ТБО «Угольная гавань». Поэтому до старта строительства здесь , на которую ушло бы не менее полутора лет. Китайских партнеров такие сроки не устроили. Ну, а после отставки губернатора Георгия Полтавченко «Дружба», похоже, окончательно приказала долго жить.

ПМЭФ-2018 и иже с ним: «Аэроэкспресс»

Запутанная эпопея времен губернаторства Георгия Полтавченко и один из самых многострадальных проектов, как минимум, в новейшей истории Петербурга. По-хорошему, сюжет об «Аэроэкспрессе» тянет на статью в духе толстовских романов, но мы вспомним лишь основные ее вехи.

Мысль пустить в аэропорт Пулково электричку из центра Петербурга родилась еще в 2004 году. Идея была не нова и опробована не одной сотней городов по всему миру. Изначально точкой отправления хотели сделать Балтийский вокзал, но в 2015 году локацию сменили на Витебский. Дальнейшую хронику развития событий, по сути, можно описать двумя типовыми заголовками СМИ: «Аэроэкспрессу» в Петербурге быть" — «Власти Петербурга откажутся от строительства „Аэроэкспресса“.

В 2014 году губернатор Полтавченко обещал запустить электричку в Пулково уже к Чемпионату мира по футболу — 2018. На пути у сих благих планов встал отказ федералов в финансировании. В 2016 году градоначальник-таки , но в итоге деньги потратили не на „Аэроэкспресс“, а на покрытие дефицита бюджета городского. Ссылались на кризис и падение пассажиропотока Пулково. Из небытия проект снова вынырнул в октябре 2017 года, но практически сразу залег обратно на дно.

От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

Фото: forumspb2018.tassphoto.com

Ясность в судьбе „Аэроэкспресса“ (по крайней мере, как нам казалось тогда) . Тогда Смольный подписал соглашение о его строительстве с ООО „Аэроэкспресс“ (дочерняя компания РЖД). Партнеры заявили, что железнодорожную ветку в аэропорт откроют в 2023 году. На ее запуск планировали потратить 19 млрд рублей. Соответствующий конкурс объявили „по горячим следам“ — в июле того же года. Хорошая попытка, но… нет. И в феврале 2019-го уже администрация врио губернатора Александра Беглова конкурс отменила. Сам чиновник затем заявил, что считает „Аэроэкспресс“ слишком дорогим для Петербурга. По мнению Беглова, рациональнее связывать город с отдаленными районами, а Пулково, на худой конец, включить в это сообщение в качестве транзитной точки.

Кое-какие отголоски о судьбе „Аэроэкспресса“ периодически доносятся и сегодня. Например, в начале мая в РЖД заявили, что . Да и в Смольном точку в этой истории ставить пока не спешат. Так что, можно предположить, что об „Аэроэкспрессе“ мы еще услышим и не раз. Не исключено, в том числе и на грядущем ПМЭФ-2019.

 

Вот так выглядит пятерка самых крупных из несбывшихся проектов ПМЭФ. Эпопеи по форме и утопии по содержанию. Какой проект на ваш взгляд оказался самым неудачным? А быть может, среди них есть такой, которого вы реально ждали? Делитесь своим мнением в комментариях! А во второй части нашего обзора мы вспомним о не столь долгоиграющих, но местами более курьезных проектах из числа несбывшихся надежд ПМЭФ.

Наш телеграм-канал От аэроэкспресса до «Ё-Мобиля»: несбывшиеся надежды ПМЭФ. Часть I

НЕВАжности» — с иронией о происходящем в картинках.


neva.today